- Средневековая философия
- краткоСредневековой теологической философией называется ведущее фило-софское направление, распространенное в Европе в V - XVI вв., кото-рое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир - Его творения. Теологическая философия начала за-рождаться еще в Римской империи в I - V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего рас-цвета в V - XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).Наиболее яркими представителями средневековой теологической филосо-фии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 o 220), Август Блаженный (354 - 430), Боэций (480 - 524), Альберт Великий (1193 -1280), ФомаАквин-ский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 -1142), Уильям Оккам (1285 -1349), Николай из Огрекура (XIV в.). Можно выделить следующие основные черты средневековой теологи-ческой философии: 1o теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог); 2o изучению самого по себе Космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бота; 3o господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровений (Бога о Самом Себе "в Библии); 4.сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом; 5o человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); 6o провозглашался принцип свободы войн человека в рамках божествен-ного предопределения; 7o выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; 8o выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека - Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества; 9o мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, пбвернутостью в прошлое, оторванно-стью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидатель-ностью, учительством. Средневековая теологическая философия (в отличие от античной) практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы (напри-мер, Аристотель) считали единой сущностью - бытием, теологическая философия разделяет на:o бытие (существование) - экзистенцию;o сущность-эссенцию.
Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).
Эссенция (сущность) характеризует вещь: Что такое вещь? Какая вещь? Для чего она существует?
Античные философы видели сущность (признаки) и существование (факт бытия) в неразрывном единстве, как единую сущность - бытие.Согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бы-тием), сущность (признаки) должна быть сотворена Богом.Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы - сродни пла-тоновским "чистым идеям") витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становит-ся материальным бытием. Существование (бытие) может быть познано чувственными ощущения-ми, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущ-ность же (признаки бытия, Божественный замысел) - только разумом. Только в Боге сущность и существование совпадают.
Схоластика - господствующий тип средневековой теологической фи-лософии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным иде-ям, схематичность, назидательность, учительство. Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого норма-тивного текста, абсолютной истины. Схоласты подразделяли знание на два вида: 1o сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);2o естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что су-мел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи бога.
Реализм.- направление теологической философии, сторонники кото-рого считали подлинно существующими (т.е подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие - универсалии (по смыслу реализм бли-зок к учению Платона о "чистых идеях", воплощением которых являются реальные вещи). Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо
Номинализм (от лат. номен -имена) - направление теологической фи-лософии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего "чистые идеи" и считавшего реально существующими "индивидуумы" - определяемые материальные вещи.); Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после ве-щей, а вещи познаются чувственным опытом.
Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она стала связующем звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени. Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430) - христианский теолог, епис-коп г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был од-ним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина; Блаженного - "О граде Божьем" - на протяжении столетий стало распро-страненным религиозно-философским трактатом, на который опира-лись средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.
Значение философии Августина Блаженного в том, что им: 1o уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени); 2o Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской им-перии) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не эле-ментом государства); .3o обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы -над монархами - главная идея, за выдвижение которой и ее последующее;
воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века; 1o выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;
2o воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);
3o одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Фома Аквинскии (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теоло-гический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были: .1. даны пять доказательств существования Бога; 2.систематизирована схоластика; 3.закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существова-ния), что дбказйвало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего; . o .4. доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество иде-ализма над материализмом, существование Божественных идей; кото-рые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следователь-но, Бога над окружающим миром); 5. выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; 6. вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение7. разделены философия и теология, причем философия поставлена в под-чиненное положение по отношению к. теологии; 8. логически доказан ряд положений теологии и схоластики.
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
В настоящее время получил распространение неотомизм - философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы AKBИHCKOГO.
Индекс историй мертвых философов и их идей
Малый тезаурус мировой философии . 2014.